Шесть Мёртвых Болгар
Ровные Польские Дыры: Тайна Чёрного Ящика / 1996
"Ровные Польские Дыры: Тайна Чёрного Ящика" — одна из самых мрачных работ Болгар, проникнутая какой-то совершенно запредельной тоской и суицидальным драйвом. "Тайна Чёрного Ящика" как ключ к дверям Смерти, за которыми каждого ждёт свой собственный индивидуальный ад. Авангардный лоу-фай композиций "Луллабу" и "Еесона", граничащий с китчем, сменяется объёмными ритуальными эмбиент-полотнами, словно иллюстрируя контраст самого бытия, где смешиваются гниющие трупы на золотых тронах и бомжи, ворующие кошачьи консервы, на фоне белоснежных улыбок поп-звезд. Особенно выделяется композиция "Новые Сапоги" (абсурдность названий — это фирменный ход Болгар, вместе с тем подчеркивающий их связь и с литературным авангардом Серебряного века), которая создает ландшафт некого предродового состояния, где одинаково равновелики и абсолютное знание, и абсолютный страх, и абсолютный нечеловеческий покой. Композицию же "Аллергия" можно смело назвать первым отечественным опытом в жанре "death industrial". Первое и единственное официальное издание легендарных записей.
Как и "Маразм;а", этот альбом был записан при участии Алексея Чулкова и Антона Клевцова и издан на кассете в 1996 году под псевдонимом "Ровные польские дыры". Впоследствии, после смерти Алексея, альбом было решено переиздать на CD и дополнить несколькими композициями.
Вне сомнения, успех первой работы заставил "Болгар" подойти к записи последующего творчества более тщательно. В сравнении с первым альбомом "тайна чёрного ящика" звучит ощутимо аккуратнее, нисколько не теряя при этом своего фирменного "болгарского" почерка. Помимо творческого роста самих участников коллектива, причиной тому послужило прибавление в арсенале инструментов: появился синтезатор "Поливокс" и портастудия, призванная заменить диктофон. Интересно отметить, что портастудия была любезно предоставлена нынешним участником группы Александром Чулковым, который на тот момент лишь иногда принимал участие в процессе творчества.
В альбоме "Тайна чёрного ящика" дуэт из "Шести Мёртвых Болгар" преподносит нам таинственный звуковой документ, в котором истории и смыслы переплетаются, а мистическое контрапунктирует и, вместе с тем, сосуществует с юмористическим. Внимательно вслушавшись в монологи и обрывки речи, рассмотрев обложку и прочитав названия композиций, можно предположить, что в альбоме рассказывается история об экипаже некоего самолёта, терпящего крушение. Что же послужило причиной бедствия? Может, отказ приборов? Или в неравном бою самолёт был сбит вражеской артиллерией? Вряд ли возможно дать однозначный ответ на поставленный вопрос, да и зачем? Гораздо интереснее отойти от обыденной трактовки случившегося и вдуматься в глубинный смысл этой работы. На мой взгляд, чёрный ящик следует трактовать аллегорически, как символ перехода, соприкосновения с Танатосом. Известно, что чёрный ящик не открывают при жизни, а после смерти он проливает свет на то, что истинно произошло. Таким образом, постигая смерть, постигается и жизнь, а затем приходит понимание неразрывной связи того и другого и, в конечном счёте, их единства.
Позволив слушателю самостоятельно додумать приведённую аллегорию, подведём сказанному итог. "Тайна черного ящика" открывается словами "Я сам прослушивал эту запись много раз <...>". И действительно, эта работа раскрывается не сразу, и тем интереснее возвращаться к ней ещё и ещё. По моему субъективному мнению, это лучший альбом из раннего творчества "Болгар", являющий собой квинтэссенцию кассетных релизов коллектива. С момента издания "тайны чёрного ящика" прошло около 19 лет, но эта музыка - вне времени, и она вряд ли потеряет свою актуальность ещё через столько же.